СВОЙСТВА ВОДЫ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ (СВОЙСТВА ЛЬДА)

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

СВОЙСТВА ВОДЫ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ (СВОЙСТВА ЛЬДА)


Тип урока: применение знаний на практике


Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием “гололед”, развития умений определять свойства льда; обсуждения с обучающимися вопроса практического применения знаний о свойствах воды; подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками; способствовать развитию умений сравнивать (анализировать) разные точки зрения о безопасном поведении на льду


Планируемые результаты


Предметные:

познакомятся со свойствами льда, с понятием “гололед”; научатся делать выводы о свойствах льда, практическом применении свойств воды

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его

Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном


Образовательные ресурсы: блюдца со льдом, молоточки, стаканы, сосуды с водой

Организационная структура урока


Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• В огне не горит,

В воде не тонет.

• Я вода, да по воде же и плаваю

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадки:

- Лед.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Принимать и сохранять учебную задачу

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит учебное занятие в форме очередного заседания клуба. Председатель предлагает всем присутствующим подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками. Коллективно обсуждается план проведения каждого опыта, и только после его выполнения всеми детьми обсуждаются результаты опыта.

- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз?

- Возьмите в руку пластинку льда. Какого цвета лед?

- В прежние времена жители северных стран вставляли зимой пластинки льда в окна вместо стекол.

- Какая поверхность у льда?

- Что происходит со льдом в теплой комнате?

- Что вы ощущаете?

- Возьмем кубик льда и стукнем по нему молотком. Что вы наблюдаете?

- О каких свойствах льда вы узнали?

- Что произойдет с водой, если температура воздуха опустится ниже 0°?

- Какая поверхность у льда?

- Ледяная корка, образовавшаяся на поверхности, называется гололедом. Чем опасен гололед?

- Прочитаем в учебнике (с. 69) советы Тамары Егоровны.

- Знания о том, что лед скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель все же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

Первый опыт на уроке подводит нас к выводу: лед - твердое тело. Это свойство льда используется для того, чтобы зимой передвигаться по замерзшим водоемам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далеких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твердого тела используются и на стадионах, в школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

- Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?

- Какие правила ходьбы необходимо соблюдать?

- Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?

- Почему надо быть особенно внимательным на дороге?

Опыты:

- Возьмем кубики льда. Один положим на блюдце. Изменилась ли его форма?

- Лед - это твердое тело.

- Бросим кусочек льда в стакан с водой. Что с ним происходит? Вспомните ледоход. Льдины, которые он раскалывает, не тонут, они плавают по воде.

- Каково значение льда для водоемов?

- Это свойство льда очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству, водоемы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна.

Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоем. Всему живому в водоеме грозила бы гибель

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Выполняют задание учебника (с. 68): проводят наблюдение за кусочками льда в теплой комнате; дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком. Свои наблюдения сравнивают с наблюдениями Миши.

Выводы: 1) в теплом помещении лед нагревается, тает и превращается в воду; 2) лед холодный, скользкий, хрупкий.

- Вода замерзнет.

- Лед прозрачный.

- Поверхность у льда гладкая, скользкая.

- Лед в теплой комнате тает.

- Лед холодный.

- Лед раскололся, он хрупкий.

- Лед холодный, скользкий, хрупкий.

- Вода замерзнет и превратится в лед.

- Поверхность у льда гладкая, скользкая.

- Во время гололеда можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Читают статью в учебнике.

- Идти надо не спеша, чтобы не упасть.

- Во время гололеда надо наступать на всю подошву и не торопиться.

- Во время ходьбы руки должны быть свободны для того чтобы было равновесие.

- Потому что на скользкой дороге водителю трудно управлять машиной, и она, даже при торможении, не сразу может остановиться.

- Нет, лед сохранил свою форму.

При выполнении второго опыта дети делают вывод: лед в воде не тонет.

- Лед не тонет в воде. Лед плавает на поверхности воды, потому что он легче воды.

- Он сверху закрывает водоем и не дает воде промерзать до дна

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия всоответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- О каких свойствах льда вы узнали?

- Когда вода превращается в лед?

- Откуда берется снег?

- Какой бывает снег?

- Почему лед плавает?

- Для чего во льду водоемов делают проруби?

- Что такое айсберг?

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 36, с. 26).

- Что происходит с водой при температуре 100°?

- Что происходит с водой при нагревании?

- При какой температуре вода замерзает?

- Что происходит с водой при температуре -2°? Организует коллективное выполнение задания 37.

- Можно ли сказать, что снег - одно из твердых состояний воды? Расскажите все, что вы знаете о свойствах снега

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Лед холодный, скользкий, хрупкий, твердый, не тонет в воде, бесцветный, прозрачный.

- Когда температура воздуха ниже 0°.

- Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там они превращаются в крохотные кристаллики льда. Эти льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками.

- Рыхлый, рассыпчатый, липкий, хрустящий.

- Лед легче воды.

- Лед не пропускает воздух в воду. Чтобы рыба не задохнулась, во льду делают проруби, через них и дышат водные обитатели.

- Айсберг - крупные обломки ледников.

Выполняют работу в тетради.

Задание 36: записывают выводы по результатам опытов.

Вывод: лед не тонет, он легче воды; лед бесцветен и прозрачен.

- При температуре 100 °С вода кипит.

- Вода при нагревании расширяется.

- Вода замерзает при ниже 0 °С.

- При температуре -2 °С вода замерзает, расширяется. Выполняют работу в тетради.

- Снег действительно одно из твердых состояний воды. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, плавает в воде.

В конце урока обучающиеся составляют доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 68-71), рассказы “Почему лёд тонет?” и “Вода плохо проводит тепло” в хрестоматии. Продолжить составление доклада о свойствах льда для беседы с первоклассниками

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке? Какие состояния воды вы знаете?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Жидкое, твердое и газообразное.

Используют рефлексивный экран:

• Было интересно...

• У меня получилось ...

• Было трудно...

• Я смог...

• Я понял, что...

• Я попробую...

• Теперь я могу...

• Меня удивило...

• Я почувствовал, что...

• Мнезахотелось...

• Я научился...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)