ОКЕАН, КОТОРОГО НЕТ НА КАРТЕ И ГЛОБУСЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОКЕАН, КОТОРОГО НЕТ НА КАРТЕ И ГЛОБУСЕ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о воздушном океане Земли - атмосфере; способствовать формированию умений проводить опыты; показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде; содействовать развитию умений учебного сотрудничества, анализа, аргументации собственной точки зрения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха;

научатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: видеть красоту природы и искусства

Образовательные ресурсы: мелкие кусочки бумаги, газеты, стаканы с водой, комочек почвы или кусочки кирпича, сухари, мел

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небо.)

• Искры небо прожигают,

А до нас не долетают. (Метеориты.)

• Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

• Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

• По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей. (Солнце.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки.

Составляют кроссворд “Осадки”:

Ответы:

1. Гроза. 2. Небо. 3. Молния. 4. Туча. 5. Капля. 6. Дождь

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 96). Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке.

- Урок посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. Атмосфера - это “шестой голубой океан” планеты. Дно этого воздушного океана - сама Земля.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Рассмотрите рисунок заставки (с. 96) и скажите, о каком океане будем говорить на уроке.

- Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера?

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере.

- Это воздушный “океан”, окружающий планету Земля.

- Сегодня на уроке мы...

Рассказывают о значении воздушного океана для дыхания живых организмов.

- Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства (об этом шла речь в рассказе из хрестоматии 2 класса “Зачем Земле “воздушное покрывало"?”)

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (возможно в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

Обобщение

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Земля окружена оболочкой из воздуха толщиной в несколько сотен километров. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного океана. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар. Смесь азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других газов, а также водяного пара и пыли - все это и образует воздух, без которого жизнь на Земле не могла бы существовать.

- Прочитайте текст в учебнике (с. 97). Обратите внимание на то, что слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло, удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до такой температуры, при которой все живое гибнет.

- На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеориты (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час. Вы знаете, что если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Если потереть руку о ковер, она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит и с камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна. Воздух всегда находится вокруг нас. Он заполняет все пустоты в земле, проникает в щели и трещины.

Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде. Почему же мы не видим воздух?

- Если воздух прозрачен, бесцветен, невидим, то откуда мы знаем, что он существует?

- Воздух вокруг нас. Он заполняет все пустоты в земле - пещеры, ямы, содержится в почве, живых организмах, воде. Проведем опыты и убедимся, что воздух есть везде.

Опыт 1.

- Положите кусочки бумаги на стол. Взмахните тетрадью. Что произошло?

- Почему так произошло?

Проводит игру.

- Возьмите кусочек бумаги и с помощью тетради, создавая “ветер”, продержите кусочек бумаги в воздухе. Выигрывает тот, у кого это получится дольше всех.

Опыт 2.

- На столах у вас стоят стаканы с водой. Возьмите кусочек почвы, кирпича, сухаря и поместите их в стаканы. Что вы наблюдаете?

- Откуда они появились?

Опыт 3.

- Нальем холодную воду в стакан. Поставим в теплое место и посмотрим, что произойдет.

- Почему они появились?

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Заранее подготовленные ученики рассказывают дополнительные сведения:

- Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха. Но воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.

- Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

- Днем толща воздуха рассеивает солнечные лучи, и Земля поэтому нагревается гораздо слабее. А ночью, когда Солнце скрывается за горизонтом, атмосфера не дает Земле быстро охладиться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра.

Воздушный океан - одежда Земли, прозрачная, невидимая, но довольно надежная. Атмосфера защищает Землю от метеоритов.

- У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода. Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 °С, с приходом ночи охлаждается до -180 °С. Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 °С, а ночью остывает до -180 °С.

- Воздух бесцветный и прозрачный.

- Воздух можно обнаружить, если двигаться быстро. Например, воздух можно почувствовать кожей, если поднести ладонь к открытой форточке, к клапану надутой камеры.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Кусочки бумаги разлетелись.

- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути легкие предметы.

- От предметов начинают подниматься мелкие пузырьки.

- Вода вытесняет воздух из всех щелей и отверстий предмета, и воздух в виде пузырьков стремится к поверхности воды.

- На стенках стакана появились маленькие пузырьки воздуха.

- Воздух растворен в воде

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 50). Просит обучающихся самостоятельно сделать выводы.

- Из опытов мы узнали, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах.

Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни опускались в шахту, - повсюду есть воздух. Весь земной шар окружен слоем воздуха, толщина которого около 1000 км.

- Ответьте на вопросы в учебнике (с. 99).

- Маша попросила Мишу убрать со стола пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй - молоком, а третий - воздухом. Прав ли Миша?

- Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему?

- Как доказать, что в кусочке хлеба есть воздух?

- Какое значение для Земли имеет ее атмосфера?

- Какие наблюдения позволяют вам сделать вывод, что в воде есть воздух?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые кажутся нам пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном. Воздух плохо проводит тепло. Потому рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания.

- Чтобы доказать, что в кусочке сухого хлеба есть воздух, хлеб надо опустить в сосуд с водой, как это делали с кусочками кирпича и мела. Из кусочка хлеба будут выходить пузырьки воздуха, которые вытесняет из отверстий вода

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI, Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 96-99)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое атмосфера?

- Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?

- Как можно обнаружить воздух, который окружает нас?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Я выполнял задания...

- Я понял, что...

- Теперь я могу...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием