ЧТО ТАКОЕ МИНЕРАЛЫ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЧТО ТАКОЕ МИНЕРАЛЫ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о минералах как составных частях горных пород; рассказать о разнообразии минералов, их практическом использовании человеком; способствовать формированию умений работать с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием “минералы”; разнообразием минералов, их практическим использованием; получат представление о минералах как составных частях горных пород; о том, из каких минералов состоит гранит; научатся выполнять практическую работу

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: видеть красоту природы и искусства

Образовательные ресурсы: коллекция горных пород, образцы гранита и ручные лупы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Из чего состоит верхний твердый слой Земли? Приведите примеры.

- Какие бывают горные породы? Приведите примеры.

- Какие обломочные горные породы вы знаете?

- Какую роль играет солнце в разрушении горных пород?

- Какую роль играет ветер в разрушении горных пород?

- Какую роль играет вода в разрушении горных пород?

- Какую роль играют растения в разрушении горных пород?

- Что остаётся после разрушения огромных скал?

- А эти породы мы в какую группу отнесём?

- Можно ли сказать, что осадочные горные породы образуются из магматических или вулканических?

Проводит работу по проверке умений обучающихся определять образцы горных пород.

На доске запись:

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Верхний твердый слой Земли состоит из горных пород.

-Горные породы: осадочные и магматические. Осадочные горные породы: известняк, торф, каменный уголь и др. Магматические горные породы: гранит, базальт.

- Обломочные горные породы: глина, песок, галька, гравий. Днем под палящими лучами солнца горные породы нагреваются, а ночью, наоборот, охлаждаются, что ведет к разрушению пород. Вода и ветер играют большую роль в образовании осадочных горных пород.

- После разрушения огромных скал остаются песок, глина, галька.

- Эти породы мы отнесём к осадочным.

- Осадочные горные породы образуются из магматических или вулканических.

Записывают с помощью цифр последовательность демонстрации горных пород учителем.

Ответы: 4, 7, 1, 6, 2, 5, 3, 8.

Проводят взаимопроверку работ

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания


1 - гранит

2 - каменный уголь

3 - известняк

4 - глина

5 - песок

6 - базальт

7 - торф

8 - галька


Показывает образцы горных пород из школьной коллекции в таком порядке: глина, торф, гранит, базальт, каменный уголь, песок, известняк, галька.

Демонстрирует правильный ответ на доске

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Основная цель урока - узнать, из чего состоят различные горные породы

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста в учебнике.

- Из чего состоят сами твердые горные породы?

- Это зерна минералов. Минерал - это природное тело, образующееся в глубинах и на поверхности Земли, входящее в состав горных пород. У каждого минерала свои особые свойства, свое имя, свой химический состав и облик. Минерал в горной породе как отдельный человек в толпе: у него свое “лицо”, “характер”, “одежда”. Безгранично царство минералов. Известно более трех тысяч минералов и минеральных видов.

- Некоторые горные породы имеют в своем составе только один минерал: кварцевый песок, например, состоит из кварца, известняк - из кальцита.

- Слово “гранит” произошло от слова “гранум” - зерно. Объясните, почему гранит получил такое название.

- Обратите внимание на то, что в граните зерна отличаются друг от друга цветом, блеском, размерами.

- Рассмотрите под лупой кусочек гранита. Что вы наблюдаете?

- Это полевой шпат, от его окраски зависит цвет гранита.

- Какие еще зернышки вы видите?

- Это кварц.

- Есть в граните частички в виде блестящих пластинок- слюда.

Показывает обучающимся из школьной коллекции образцы: слюды, кварца и полевого шпата.

- Чаще всего гранит залегает глубоко в земле, но в некоторых случаях он выходит на ее поверхность и образует целые горы. Гранитные камни нередко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их бывает так много, что они мешают обрабатывать землю.

- Попробуем разъединить частички гранита.

- Гранит очень прочный камень.

- Прочитайте “по цепочке” текст параграфа в учебнике (ч. 2, с. 14, 15).

- Обратите внимание на многочисленность минералов, которые различаются тем, из каких частиц (молекул и атомов) состоят и как расположены эти частицы.

- Рассмотрите минералы на рисунках. Какие вы видели в природе?

- Все вы, конечно же, видели ювелирные изделия. Чем они украшены?

- В древние времена драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название “рубин” было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни назывались изумрудами. А все голубые - сапфирами. Позже заметили, что некоторые драгоценные камни тверже других и дольше сохраняются. Ученые установили, что ценность камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но и от твердости. Слово “драгоценный” можно использовать только по отношению к четырем особенно ценным камням - алмазу, рубину, изумруду и сапфиру. Остальные камни относятся к полудрагоценным.

- Многие минералы имеют цвет и блеск. Почти все минералы твердые и прочные. Самую высокую твердость имеет алмаз. Если провести им по поверхности любого камня, он оставит след. Обработанные и отшлифованные алмазы называют бриллиантами. Они в тысячи раз тверже, чем самые прочные граниты и базальты. Из алмазов делают резцы для твердых сплавов. Загадка алмаза в том, что при нагревании выше 1850 градусов он теряет свою твердость и превращается в хрупкий, мягкий графит - как бы в свою противоположность

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Все горные породы состоят из минералов. Некоторые горные породы состоят только из одного минерала, другие — из нескольких. Например, кварцевый песок состоит из минерала кварца, а гранит состоит из трех минералов - кварца, полевого шпата, слюды.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Если рассмотреть под лупой излом любого камня, то мы увидим разноцветные зерна.

- Гранит состоит из разных зерен, этим и объясняется название этой горной породы.

- Больше всего в кусочке гранита зерен красного цвета.

- Мы видим еще полупрозрачные, беловатого цвета, похожие на кусочки мутного стекла.

Рассматривают внимательно образцы горных пород.

- Частички гранита разъединить нельзя: они крепко соединены между собой.

- Графит — стержень в карандаше, мел — известняк (используют при побелке стен), песок - кварц.

- Камнями - минералами, самоцветами (поделочными камнями)

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Организует работу в тетради № 2 (задания 3, 4, с. 4).

- Какие минералы вам известны?

- Чем различаются минералы?

Проводит тест на тему “Чем различаются минералы?”.

- Выберите верный ответ:

1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

а) алмаз; б) гранит; в) мрамор; г) песок.

2. Грифель карандаша сделан:

а) из слюды; б) графита; в) кварца; г) гипса.

3. Самый твёрдый минерал:

а) топаз; б) золото; в) алмаз; г) корунд.

4. Самый мягкий минерал:

а) гипс; б) флюорит; в) тальк; г) топаз.

5. Поваренная соль - это минерал:

а) графит; б) слюда; в) рубин; г) галит.

6. Минерал, который используют скульпторы и врачи- хирурги:

а) глина; б) алмаз; в) тальк; г) гипс.

7. Каменные сосульки в пещере с потолка - это:

а) сталактиты; б) сталагмиты.

8. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна, - это:

а) сталактиты; б) сталагмиты.

- Выполните самопроверку по таблице

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

Рассматривают рисунки изделий из минералов, раскрашивают их, используя цветные рисунки учебника (ч. 2, с. 14).

Выполняют работу в тетради. Отвечают на вопросы.

Выполняют тест с самопроверкой по образцу.

Ключ:

1 - б.

2 - б.

3 - в.

4 - в.

5 - г.

6 - г.

1 - а.

8 - б

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 12-15)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Сотни лет люди изучают минералы и горные породы, сотни лет они верно служат человеку, но еще много в мире камня неясного, спорного, загадочного.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Гранит, песок, глину используют в строительстве. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. Алмаз используется для изготовления различных приборов (часов, слесарных резцов), а графит - для изготовления карандашей.

- Сегодня на уроке мы...

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оценивать результаты деятельности